• Федор Абрамов:

    "Я родился в деревне, в крестьянской, самой что ни на есть распатриархальной семье. Сегодня все, кому не лень, по поводу и без повода, пинают патриархальную старую деревню. Как это можно? Да это же наша мать родная. Все мы с вами… и не только мы, все народы мира вышли из деревни. А Россия… деревне обязана больше, чем кто-либо. Русская деревня - это та нива, на которой всколосилась вся наша национальная культура, наша этика, нравственность, наша философия, если хотите, наш чудо-язык."

Сейчас вы просматриваете:
Сура

Сура — село в Пинежском районе Архангельской области. Административный центр Сурского сельского поселения. Развитие Суры и Пинежья вцелом в прошлом и сейчас  неразрывно связано с именем Иоанна Кронштадтского. Уроженец этих мест, отец Иоанн многое сделал для своей Малой Родины. Сура являлась духовным центром Пинежья. В ноябре 1900 года указом Архангельской Духовной Консистории был учреждён Сурский Иоанно — Богословский женский монастырь. По замыслу отца Иоанна Кронштадтского монастырь должен был выполнять следующие функции: быть примером благочестия и трудолюбия, быть просветительским центром для мирян, вести миссионерскую деятельность (в первую очередь, по борьбе со старообрядчеством на Пинежье), осуществлять благотворительную деятельность. Стать «призрением престарелых, приютом сирот, пристанищем бедных, безродных». В 20-х годах монастырь был закрыт. 

В 1997 году 13 послушниц стали восстанавливать Сурскую обитель. Они ведут не только большую хозяйственную деятельность, но просвещают взрослых и детей. В наши дни производятся работы по восстановлению храмов Суры, разрушенных в годы лихолетия..Уже восстановлен Никольский храм, возведена часовня на месте погребения родных отца Иоанна, восстанавливается колокольня, начата реставрация Успенского собора ...

14 июня 2015 г. Русская Православная Церковь отпраздновала 25-летнюю годовщину прославления в лике святых Великого Пастыря и молитвенника Земли Русской – св. прав. Иоанна Кронштадтского (1829-1908 гг.) торжества прошли на родине Отца Иоанна.

Чтобы попасть в село Сура с Большой земли (из Архангельска или райцентра Карпогоры) необходимо переправиться через широкую и быструю северную реку Пинегу.  Жизненно необходимый мост через эту реку - многолетняя заветная мечта всех жителей окрестных сел и деревень, серьезное осложнение для множества гостей и паломников, желающих посетить малую родину Батюшки Иоанна - эту духовную жемчужину Русского Севера и, конечно, большая трудность для участников предстоящих Юбилейных Торжеств.   В Санкт-Петербурге почитатели святого праведного Иоанна Кронштадтского, именующие себя Иоанновской семьей, собирают средства на строительство моста через реку Пинега. Благодаря реализации этой инициативы множество паломников смогут посетить родину всероссийского батюшки, праведного Иоанна – село Суру в Архангельской области. Помочь строительству  моста может каждый, хотите узнать -как, пройдите по ссылке http://pravprihod.ru/pages/main/events_ext_2/national_bridge/index.shtml

            

Историческая справка

Когда и при каких обстоятельствах  возникли первые  поселения в пределах Суры, определить трудно, но что они уже существовали в XV  в. в этом нет сомнений. Указание на это мы находим в новгородской летописи, где под 1505 годом селение "Сура поганая" значится уже в числе других селений, доставшихся по разделу Великого князя Московского Иоанна III, старшему сыну его Василию. Следовательно, Сура в данное время была уже известна как наиболее заселенное место. Еще в XVI веке Сура непременно именуется «поганой». Слово это, как известно, происходит от латинского paganus— идолопоклонник. Так русские презрительно называли чудь, державшуюся языческой веры. Чудские племена оставались в этих местах еще долго после утверждения здесь Новгорода, и память о них сохранилась почти до наших дней. На горе Городецкой, как рассказывает предание, стоял один из последних укрепленных городков чуди. Со стороны поля он был отгорожен рвом, на месте которого образовалось теперь небольшое озерцо. У подножия горы когда-то развернулась такая жестокая битва между новгородцами и чудью, что вода в реке три дня была красной от крови. «Поганая река!» — сказал русский воевода, подойдя к ней после сражения.

Сура — это группа деревень, они стоят частью у самой Пинеги, частью вдоль ее притока — небольшой речки Суры. Сура - название неславянское, вероятно, "сура" от финно-угорского "šur "-«река».  Возможно, русские селились на местах родовых становищ, уже освоенных прежними жителями края. Затем из домов первых поселенцев выделялись братья и сыновья, искавшие поблизости участки для своих усадеб, которые назвали уже своими, русскими именами.

Таким образом, по Суре появились околки: Холм, Марково, Гора, Филимонова и др.. Вот как описывает околки Суры в 70-х года XX века Мильчик М.И. : "Деревушки (околки Суры) стоят тут близко друг к другу. Когда идешь наволоками, видишь их все время перед глазами. Похурово встречает нас большим, еще крепко стоящим шестистенком 1860 года. Летом под фасадными окнами на жерди сушатся снопы жита (ячменя). Даже если и дождь пойдет — не беда: для того и козырек — свес кровли выступает больше, чем на метр. Благодаря ему и стена не сыреет, и снопы сушить можно, и дрова из полениц, прижатых к самому дому, на растопку годятся. …. От деревни до деревни через поля, сменяющиеся перелесками, мы незаметно проходим семь километров до окола Гора — последнего по Суре. Стоит он высоко, так, что отсюда видна вся пойма реки почти до самого Погоста. От этого окола по другой стороне Суры начинается наш путь обратно. Правый берег, поросший сосной, высокий, песчаный. Следующая деревня и называется Слуда (слудами зовут на Севере высокие песчаные берега). Дома в ней стоят редко и свободно. Есть особая красота в таком расположении, когда среди могучих построек (один из домов, обращенный «лицом» к реке, рублен в 1854 году) словно маленькие избушки толпятся амбары, а между ними вьется дорога. В околе Прилук обращает на себя внимание дом Т. А. Лазаревой, возвышающийся на просторной зеленой улице в центре деревни. Прежде всего бросается в глаза, что к его озадку примыкает невысокая пристройка. В других домах она располагается под прямым углом к основной оси дома, а иногда их бывает две: по одной с каждой стороны. Такие пристройки называют на Пинеге зимними или скотними избами. В прошлом здесь зимой приготовляли пойло и обогревали скот, случалось, что в холода жили и сами хозяева. Оттого «ниска изба» всегда имеет печь и соединена с двором. В доме Т. А. Лазаревой над навесом, где хранятся дрова, — три оконца, три околенки, со старинной расстекловкой на шесть стекол. Окна эти выше, чем на «передке», так как и само помещение поднято, по сравнению с другими, оно словно бы на горе, отсюда и название — горенка.

 «Горница наверху, окна в боку» — говорят на Пинеге. Обычно тут жили одинокие старики или дочери на выданье.Редко встречается теперь в жилых постройках и такое, поставленное перпендикулярно к дому, крытое крыльцо. Две колонки поддерживают односкатную крышу, упирающуюся в двускатную над верхней площадкой. Из Прилук мы снова возвращаемся на Погост, а оттуда, пройдя через последний окол — Засурье."

 В прежние времена в Суре жило несколько семей купцов: они вели крупную торговлю, завозя из Архангельска в половодье на целый год различные товары, в том числе и хлеб — своего Пинеге почти всегда не хватало. Когда-то в центре села Сура, в околке Горка, стоял старинный торговый амбар со ставнями на окнах по фасаду. На боковой же стене в волоковом оконце сохранилась полоса кованого железа с загнутыми крючьями: чтобы  лазать сюда было неповадно. В этой детали как бы навек запечатлена ковкость, податливость металла. Мы словно видим, как надрезал кузнец раскаленный кусок,отгибая от него клещами острые отроги. В 70-е годы прошлого века амбар был перевезен в музей под Архангельском "Малые Карелы".

 

 Амбар-магазея (XIX в) из д.Сура Пинежского района Малые Карелы.

 Сурский приход

Сурский приход- один из древнейших приходов по р. Пинеге. Доказательством этого служит то обстоятельство, что одна из существовавших  когда-то здесь церквей (Введенская церковь) (см фото ниже) построена и освящена в первый раз в 1587 г.  А по устному народному преданию эта церковь в указанный год только перенесена была на занимаемое когда-то место с „кряжа" или „горки". Сколько времени она стояла на прежнем месте-неизвестно; но во всяком случае ясно, что Сурский приход уже существовал в XVI столетии. Была эта церковь, в основании своем крестообразная и завершающаяся одним шатром, неоднократно была ремонтирована. Так в 1692 г. была, перебрана крыша в 1861 и 1862 г.г, старанием  местного священника Александра Григорьева Зуева под все церковный стены был подведен прочный фундамент, полы и потолки перебраны, престол и жертвенник устроены новые; наконец, в 1865 г. старанием того-же священника устроен новый иконостас.

 Введенский храм (фото пер.половина XX века) (на фото справа, ныне утрачен) относился к тому древнейшему типу, который летописи именуют «круглыми о двадцати стенах». Тип этот известен уже в конце XIV века и был в свое время, пожалуй, самым распространенным. Церковь «древяна вверх» издревле воплощала народное представление о красоте, могуществе и силе.

Рядом с Введенской в 1689 году возвели Никольскую церковь «о пяти главах» (см.фото ниже). В 1894-м ее перенесли на кладбище, где в 1937-м распилили на дрова. Две сурских церкви как бы воплощали две эпохи в русской деревянной архитектуре: Введенская, строгая и суровая,— XVI век, Никольская, с затейливым и прихотливым верхом, — вторую половину XVII века. Ансамбль погоста дополняла «осьмиугольная» колокольня. Высоко вознесенные в небо шатры, словно стремясь преодолеть равнинность местности, противостояли вытянутости деревенской застройки, далеким линиям горизонта... Этого замечательного ансамбля уже давно нет.

Введенский храм Никольский храм Сура Никольская церковь на заднем плане Введенский храм (ныне утрачены)

На фотографии нач. XX века, рядом со старой деревянной Введенской церковью  величественно глядит на окрестности большой каменный храм во имя Николая Чудотворца, окруженный красивой каменной оградой с железной решеткой. Обширная кирпичная церковь эклектичной архитектуры, построенная на средства, собранные Иоанном Кронштадтским (Сергиевым) (уроженцем этого села) в 1888-1891. Четырехстолпный однокупольный храм с высокой колокольней под шпилем. Боковые приделы Иоанна Рыльского и Пятницкий.

   Закрыта церковь в 30-е г. XX века, венчания сломаны, к 1980-м уцелели только стены. Восстановительные работы начаты в начале 2000-х , на данный момент Никольский храм полностью восстановлен- начато восстановление колокольни -в наши дни храм выглядит так:

   Никольский храм (фото А.Тарасова)

Реставрационные работы ведутся и в Успенский Соборе Иоанно-Богословского Сурского монастыря,  построен он был в 1915 году.  Проект Успенского собора, главного храма монастыря, разрабатывался при отце Иоанне Кронштадтском. Батюшка, увидев, что тогдашняя игуменья явно сэкономила на строительстве, в результате чего храм вышел ниже положенного, сказал, что службы в нем не будет. После представления отца Иоанна, 13 июня 1914 года епископом Архангельским и Холмогорским Нафанаилом (Савченко) была совершена закладка в монастыре каменного храма. Ровно через год, 12 июня 1915 года он был освящен архиерейским служением в честь праздника Успенья Пресвятой Богородицы с приделами в память всех святых и великомученицы царицы Александры. Храму этому было присвоено посвящение «В память 300-летия царствования дома Романовых». В связи с закрытием монастрыя в 20-е гг XX века был закрыт   в том числе и Успенский Собор (на фото ниже).

Успенский собор Сура  В Советское время в Успенском соборе  колокольню разобрали, купола сняли, а в здании сделали клуб. 14 октября 2013 года на праздник Покрова Пресвятой Богородицы начались восстановительные работы Успенского собора к Юбилейным Торжествам 2015 года.

 Далее  описывает историю своей Малой Родины Мария Широкая (ученица сурской школы):

"Развитие Суры и Пинежья неразрывно связан с именем Иоанна Кронштадтского. Ежегодно в конце мая или начале июня отец Иоанн приезжал на родину. Это было паломничество, молитвенное шествие на гроб отца, на место первых откровений Божьих. В  родном селе отец Иоанн основал Иоанно-Богословский Сурский монастырь, организовал сельскую школу и построил здание для нее, учредил различные производства и др. Величественный Свято-Никольский собор был заложен 8(21) июля 1888 года самим Иоанном Кронштадтским. За месяц до освящения церкви батюшка Иоанн приехал в Суру и сам контролировал ход работ. 

 За время его существования были построены: деревянный корпус с кельями для сестер, деревянная церковь во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, каменный корпус для игумении, каменная монастырская баня, гостиница для паломников и величественный каменный Успенский собор с тремя пределами.   В 1900 году Сурская обитель по Указу Высочайшего Императорского Величества получила в дар корабельную сосновую рощу в 18 км от Суры. Здесь был устроен Свято-Троицкий скит монастыря, который также имел храм в честь животворящей Троицы, хозяйственные и жилые постройки, пашню и угодья для выпаса скота.  Монастырь обладал современным по тем временам оборудованием и транспортом. На правом берегу реки Сура находился механический завод с каменной кочегаркой. В ней был установлен десятисильный паровой локомобиль. От него приводились в действие лесопильная рама и кирпичеделательная машина, мукомольные поставы и дроворезка. Единственному в России Сурскому монастырю принадлежал 25-тисильный пароход «Святой Николай Чудотворец» – дар отца Иоанна и несколько барж.  

Монастырь занимался различными видами благотворительной деятельности: оказание помощи нуждающимся крестьянам, помощь родственникам погибших солдат, сбор средств на благотворительные цели, раздача милостыни. В монастыре была открыта читальня, для прихожан выписывали православные журналы и газеты, работали различные мастерские. В воскресения и праздники читались духовно-нравственные повествования, иногда показывались картины «при посредстве фонаря». При монастыре существовали аптека и больница, работали церковно-приходская школа для детей и воскресная школа для взрослых. Монастырь был просветительным центром, имел свою книжную лавку. В монастырской школе для девочек, организованной по типу интерната, дети обучались шитью, рукоделию, пошиву и ремонту обуви, вязанию. Программа школы была рассчитана на воспитание будущей хозяйки и матери. Монастырь имел подворья в Архангельске и Санкт-Петербурге, которое позднее было преобразовано в самостоятельный монастырь.  

Революция 1917 года вызвала огромный революционный подъем трудового народа не только в центральных районах, но и на далеких окраинах России. Всколыхнулось революционное движение и на Пинежье, что привело к большим изменениям в хозяйственной и духовной жизни пинежан.   Двадцатый год двадцатого столетья,  Тревога, толки, суета,  Войны гражданской лихолетье,  Сиротство, голод, нищета…   Так об этом времени в своих стихах сказала А.Е. Суховерхова из деревни Шотова гора.   11 марта 1918 г на общем собрании граждан Сурско-Сергиевской волости избран Совет крестьянских депутатов. В Суре многократно происходила смена власти. Сура оказалась на пути перемещения красных и белых отрядов, они стремились на Вашку, через которую открывалась дорога на Котлас и далее на Центральную Россию. Побывали в Суре и отряды английских интервентов.  

В 1923 году расслоение крестьянства в нашей местности выглядело так:  — бедняков — 40%  — середняков — 58%  — кулаки — 2%   В июне 1928 года делегаты волостных конференций бедноты в Пинеге и Карпогорах высказали своё мнение о том, что «самый лучший путь изгнания бедности — это коллективизация». Коммунисты и часть крестьянства района были убеждены в необходимости создания колхозов. Коллективизация на Пинежье прошла быстро. Уже к весне 1930 года крестьяне были коллективизированы почти на 90%. Некоторые несогласные с коллективизацией семьи переехали в Коми и Сибирь. В начале 30-х годов уже в каждой деревне были организованы колхозы, развернулось социалистическое соревнование, повсеместно проводились конкурсы на лучшую колхозную бригаду, ферму, на лучшего пахаря, вязальщиков снопов.

  Очень сложным испытанием для деревни стала Великая Отечественная война; «Всё для фронта! Всё для победы!» — под этим лозунгом женщины работали в поле и в лесу, поднимали голодных детей и домашнее хозяйство, сдавали практически все продукты для фронта, на своих плечах обеспечив надёжный тыл для передовой.   В начале 60-х годов XX века все колхозы объединены в совхозы; «Сурский» был одним из самых крупных на Пинежье. В эти годы в Суре развернулось активное строительство жилых домов, дорог, животноводческих комплексов, мостов через р.Сура; оборудование электроосвещения, радиовещания, переправ через р. Пинега, осушение болот. О том, как это происходило в Суре, изложено в одном из рассказов Ф. Абрамова «Куст нерукотворный».   В 80-90-е годы XX века экономика Пинежья очень пострадала: крупные сельскохозяйственные и лесопромышленные предприятия обанкротились, их имущество распродано. Безработица и пьянство вызвали не только экономический, но и духовный кризис.

  В 1997 году 13 послушниц стали восстанавливать Сурскую обитель. При въезде в село установлен большой крест — знак духовного возрождения Суры.  

 Недалеко от Суры (в 4 км) расположена ещё одна святыня, известная далеко за пределами Пинежского района-святой источник. Местные жители называют это святое место Николой-ручьем и связывают его с обретением иконы Николая Чудотворца, самого популярного на Русском Севере святого. «Сказывают, здесь икона Николы в ручье явилась. Кто-то её тайком домой унёс, а она опять на то место пришла. Раз Никола святой, и икона святой стала, целебной: от уроков, уразов помогла. Она и зимой не замерзает». Часовня около ручья стояла, в советские годы сожгли ее. Люди говорили после, что видели около этого места старичка, который плакал и говорил, как ему больно. Позднее соорудили недалеко от ручья что-то наподобие сарайчика. Каждый, кто бывал в нем, приносил туда иконки, так что сейчас там различных образов и Спасителя, и Божией Матери, и святых не один десяток.

Недавно сестры возрождающегося монастыря в Суре решили поставить новую часовню и купальню. Потребовалось на оба сооружения 22 кубометра леса. Шестнадцать пожертвовала местная предпринимательница Татьяна Седунова. Остальной лес купили на деньги, которые прислали добрые люди. Помимо леса, приобрели еще оцинкованное железо на крышу. Соорудили часовню и купель трое строителей, которые занимались в Суре восстановлением Никольского храма – Михаил Бугай из Ярославля, Петр Бугай и Борис Руссу из Молдовы. Для начала они прорубили в лесу дорогу, чтобы можно было проехать на машине и завезти все необходимое. Затем установили часовню, размер которой пять на пять метров, а высота с крестом – шесть. Купальню сделали в виде креста, 4 Х 3,5 метра. На метровую глубину выкопали землю, уложили шесть венцов бревен, а низ выстлали досками. Теперь целительная вода затекает в купальню с одной стороны и выливается из нее с другой. Прежде люди не имели возможности окунуться в источник, потому что он течет в виде небольшого ручейка. А теперь все желающие могут это сделать и молитвенно обратиться к Господу и святителю Николаю Чудотворцу с просьбой об исцелении своих недугов. Часовня и источник освящены братией Артемиево-Веркольского монастыря.

Никола святой  ручей Никола- ручей (фото А.Тарасова)

И действительно, в настоящее время начинает развиваться средний и малый бизнес, реализован проект «Дорога к источнику», в результате которого к нему отремонтирована дорога, прошли уже 14-е малые Иоанновские чтения и 2-ая конференция «Господи, удостой меня быть орудием мира твоего!» в Дни Памяти Иоанна Кронштадтского.  

Прославил родную Суру и наш земляк Иван Данилов, знаменитый звонарь России, историк, сказочник, путешественник. О нем поэт К.Ваншенкин сказал:

 "Звоны катятся, как встарь

 С заповедной колокольни.

 Образованный звонарь

 Знает школы все и корни…  "

Он изучил, восстановил и освоил колокольные звоны Архангельского Севера, сочинял свои музыкальные произведения, помог навесить колокола на многих колокольнях России, выступал по всему миру с колокольными концертами....  В Суру едут паломники, стремятся туристы. Каждый желает прикоснуться к святой сурской земле, окунуться в святом Никольском источнике. Предстательство святого праведного отца Иоанна, его молитвенное ходатайство не оставляют нас и в настоящее время. Любовь была и есть залог всей жизни, всех дел печальника Земли Русской.   И в заключении, я хочу привести слова Батюшки: «Где-то далеко-далеко, точно в другом мире, есть большие города с их шумной суетливой, а нередко и греховной жизнью; но звуки её не долетают до глухого Сурского уголка: здесь живут тихо, спокойно, размеренно, скромно и почти праведно» .

 

Библиография:

-Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2 - Архангельск, 1895.;
- Мильчик М.И. «По берегам Пинеги и Мезени», Ленинград:  Искусство, 1971;
- С. В. Животовский "На Север с отцом Иоанном Кронштадтским С. В. Животовский"
 
Материал подготовила Сухотская (Исакова) Екатерина

Фотогалерея

  • Успенский собор с.Сура
  • с.Сура Успенский собор (Фото Надежда Усынина )
  • с.Сура Успенский храм реставрационные работы
  • Село Сура 1891 г.
  • с.Сура (Фотограф Сергей Алексеев)
  • Село Сура (фото нач XX века)
  • Село Сура (Никольский и Введенский храмы)
  • с.Сура Фото © П.П. Шауман, лето 1891 года внутренний вид церкви Николая Чудотворца(ныне утрачена) трапезная
  • с.Сура Фото © П.П. Шауман, лето 1891 года
  • с.Сура Фото © П.П. Шауман, лето 1891 года
  • с.Сура Дом Дарьи Ильиничны, сестры Иоанна Кронштадского. (фото © sergsmir  )
  • отец Иоанн с сестрами
  • с.Сура старинная часовня во имя Св. Муч Параскевы Фото © П.П. Шауман, лето 1891 года
  • Сура Фото © П.П. Шауман, лето 1891 года
  • с.Сура Илл. из книги
  • с.Сура (Церковь Николая Чудотворца (XVII в) Илл. из книги
  • с.Сура Илл. из книги
  • с.Сура
  • с.Сура (Фото Александра Тарасова)
  • с.Сура (Фото Александра Тарасова)
  • Никольский источник с.Сура (фото Александра Тарасова)
  • Часовенка у источника сСура © sergsmir
  • с.Сура (Фото Александра Тарасова)
  • с.Сура (Фото Александра Тарасова)
  • с.Сура Никольский храм © http://sura-monastery.ru/
  • с.Сура
  • с.Сура Никольский храм(Фото Александра Тарасова)
  • с.Сура
  • с.Сура
  • В храме св.прав.Иоанна Кронштадского. Икона была расстреляна.
  • с.Сура (девушки-повязочницы)
  • с.Сура (Фотограф Сергей Алексеев)
  • с.Сура (Фотограф Сергей Алексеев)
  • с.Сура (Фотограф Сергей Алексеев)
  • с.Сура (Фотограф Сергей Алексеев)
  • с.Сура (Фотограф Сергей Алексеев)
  • Подворье сурского монастыря в Архангельске

Гостям

Как добраться?
Общая протяженность маршрута Архангельск-Карпогоры-Сура по автомобильной дороге составляет 369 км

1. г.Архангельск - п.Светлый 142 км

Покрытие: асфальтобетонное - 82 км, песчано-гравийное - 60 км. Режим движения: двухсторонний. Переправа - паромная (или понтонная) через р. Пинега (ж/д ст.Паленьга).

2. п.Светлый - п.Ясный 101 км

Покрытие: железобетонные плиты - 37 км, песчано-гравийное - 64 км. Внимание! Режим движения: односторонний с разъездными карманами.

3. п.Ясный - с.Сура 126 км

Покрытие: асфальтобетонное - 10 км, песчано-гравийное - 116 км. Режим движения: двухсторонний. Переправы паромные через р. Пинега (п. Ясный, п.Шуйга и Новолавела).

РИСКИ: в случае дождей, движение транспорта по отдельным участкам дорог составит 30-40 км/час

информация с сайта (http://сура2015.рф/information/howget/)

Где остановиться?

Информация предоставлена отделом по культуре и туризму МО "Пинежский район":

Питание:
- кафе ПО «Карпогорское» Сурский филиал
(ул. И. Кронштадтского-29, тел.(881856) 5-24-76).

Проживание:
- гостевой дом ПО «Карпогорское» Сурский филиал
(ул. И. Кронштадтского-18, тел. (881856) 5-22-46, 89214786915);

- гостевой дом «ПодМарковные вечера»
Мулин Анна (д. Марково в 4 км от с. Суры,
тел 89214743435, myliin@list.ru; www.rosagrotourism.ru/cottages/173)
экскурсии, прокат инвентаря, баня, сувениры;

- гостевой дом ИП Седуновой Т. Н.
 (д. Городецк, ул. Колхозная-6, тел. 89214904106, e-mail: sedunowatn@yandex.ru)
питание, сауна, экскурсии.

Экскурсии:
- общественный музей народного быта

(ул. Лесная-3, тел. (881856) 5-23-48, 89218114197);

- общественный музей батюшки Иоанна и звонаря Ивана Данилова
(ул. Новая-4, тел. 89210776923, 89214850856);


- Мёрзлая Ольга Ивановна  (тел.89214850856) экскурсия по селу и к Никольскому источнику;

- Порохин Анатолий Викторович (тел.89214879223)
экологическая тропа, знакомство с лекарственными травами (лето, начало осени);
- Дорофеева Екатерина Николаевна
тел.(89217192871) экскурсия в д. Засурье «Гора-поклонница – любимое место батюшки»;
- Постникова Екатерина Михайловна
тел.(89212961727) экскурсия по д. Городецк;
- Дом культуры (тел.89314027930, 89216712157)развлекательные программы.

Иоанновский Сурский женский монастырь
(www.sura-monastery.ru ;  тел. 89212920851)

Больница / Почта /Таксофон/Отделение Сбербанка (банкомата нет).                                  
Мобильная связь: Мегафон.
Интернет-услуги: почта, библиотека.
Автозаправка.

Транспорт
Такси «ПОМОР» /Архангельск-Карпогоры-Архангельск и населённые пункты района/: 89212431613,43-16-13;  
Такси ИП Новикова Н.М. /Архангельск-Карпогоры-Веркола-Архангельск/: 89212904773, 89095522294;  
Пассажирские перевозки «МЕРСЕДЕС СПРИНТЕР» /Архангельск-Карпогоры-Веркола-Архангельск/: 89022865566, (881856) 47-55-66.