• Федор Абрамов:

    "Я родился в деревне, в крестьянской, самой что ни на есть распатриархальной семье. Сегодня все, кому не лень, по поводу и без повода, пинают патриархальную старую деревню. Как это можно? Да это же наша мать родная. Все мы с вами… и не только мы, все народы мира вышли из деревни. А Россия… деревне обязана больше, чем кто-либо. Русская деревня - это та нива, на которой всколосилась вся наша национальная культура, наша этика, нравственность, наша философия, если хотите, наш чудо-язык."

Сейчас вы просматриваете:
Матвера

Матвера - деревня в Пинежском районе Архангельской области. Входит в состав труфаногорского сельского поселения. Деревня Матвера находится на левом берегу реки Пинеги. Расположена более чем в километре от реки. Для Пинежья такое расположение деревни странновато, обычно деревни располагались на берегах рек, и лишь лесопромышленные поселки находились глубоко в тайге. Но есть версия, что таким образом пришедшие сюда новгородцы прятались от местной чуди.

Историческая справка

Матвера вытянулась в две параллельные улицы, одна из них старая основная, в прошлом единственная улица в деревне, другая новая состоящая из построенных колхозом квартирных домов и нескольких частных домов.

Святые достопримечательности. 

На центральной деревенской площади, напротив магазина стоит сохранившаяся до наших дней часовня Георгия Победоносца, построенная в XIX в. Небольшая, простой, но приятной формы, перекрытая четырехскатной кровлей с главкой. Недалеко от часовни был подвешен маленький колокол. Была приписана к Чакольскому приходу. Двукратно в год, а именно, в день Вознесения Господня и в день памяти св. мучеников Кирика и Улиты в часовне проходили общественные молебствия. В советское время часовню использовали как склад. 

Из воспоминаний жителей деревни о часовни.

-КОГДА ЗАКРЫЛИ ВАШУ ЧАСОВНЮ?

Шехина Татьяна Степановна, 1927 г. р.:

"Я мала была, плохо помню. Наверно, в 1932 году или 1933. А вот коммунисты залезли, кресты сшибли, все иконы куда-то увезли. Где крылечко, три колокола было. Они не маленькие. Кругом всё иконы стояли. Со стол стояли. Я помню: Иисус Христос со стол такой нарисованный. Куда-то всё увезли."

-А КАКОМУ СВЯТОМУ ПОСВЯЩЕНА ЧАСОВНЯ?

"Егорию, наверно. Егорьев день тогда больше. Ходили, дак тоже в праздник. Больше-то в Чаколу у нас ездили. Там к каждому почти празднику. У нас не каждый день она работала. Приедут в праздник и будё. Потом они опять уедут, закроют. В Чаколы у их там главный, всё оттуда. Оттуда приезжали."

Шехина Васса Александовна, 1923 г. р.:

"Часовенка. Иконки были. 6 мая коров выводили. Брызгали водичкой. Какой-то дедушка. Ишшо три колокола весло. Или два, наверно? Хоромцы стояли. Только при мне не брякали. Это ишшо до войны. Годов три-четыре. Говоря построена в честь Егория Победоносца."

Водянникова Мария Ивановна, 1925 г. р.:

"Часовня была. Часовенка стара. Моёму-то дедушке брат Иона, он был попом. Были колоколы. Была пристройка с хоромцами и колокола. Они, наверное, строили сами. Тогда народ был старообразный... Вознесеньев день. В саму церковь меня не пускали. А на улице помню, дядька: "Вам делать нечего".

 Так как часовня была приписана к Чакольскому приходу, то в прошлом кладбища в Матвере и других окрестных деревнях не было, захоронения проходили на чакольском погосте.

Другой святой объект, сохранившийся на сегодняшний день, - придорожный обетный крест. Он стоит на выезде из деревни в направлении деревни Высокой и спрятан в кустах. У креста повреждены хоромцы. Обетов на кресте немного, и почти все они старые, из чего можно заключить, что на настоящий момент крест перестает функционировать как обетная святыня. В прошлом в Матвере было два других обетных креста: один стоял у деревенских ворот недалеко от дороги, ведущей из середины селения (от места, где располагалась Егорьевская часовня) через поля к реке, второй - рядом с рекой. Место у реки, где находился обетный крест до сих пор носит название "Крест".

Из воспоминаний жителей деревни о обетных крестах.

Юдина Анфиса Ивановна, 1910 г. р.:

"Ну, вот в Матвере кто-то поставил крест. Вроде парень попал под машину, но не насмерть. Вот оветились поставить крест. И выкопать его нельзя: с Богом ставлено..." (Про обетный крест у дороги в Высокую)

Шехина Татьяна Степановна, 1927 г. р.:

"У нас внизу у реки тут крест стоял обетный. Крест и назывался. "Где были?". - "У креста". Большой: метра полтора. У него была крыша, и тут вешали пелены." (Про обетный крест у реки Пинега)

Водянникова Мария Ивановна, 1925 г. р.:

"Он вечно был, этот крест. У нас у сарая стоял. Мы в школу ходили, всяк бросит к нему: кто копейку, кто лоскут. Здесь он, наверно, пропал в 1950-х годах. Небольшой, с хоромцами. Он не у самой дороги." (Про обетный крест у деревенских ворот)

Известные жители.

Родом из Матверы был один из первых поселенцев на острове Новая Земля Запасов Яков Иванович.


Запасов Яков Иванович

История жизни Якова Ивановича Запасова, родом из деревушки Матвера в конце XIX - начале XX века, рассказана В.Е. Страховым. В молодости ушел Запасов из родной пинежской деревни на Печору, работал там у оленеводов. От ненцев, бывавших на Вайгаче и Новой Земле, узнал о пушных богатствах островов.

В 1890 году с попутчиком-ненцем отплыл из Пустозерска в Печерскую губу, а затем продолжил путь по океану вдоль берегов Вайгача и Новой Земли. Вместе с Запасовым плыла и его жена Анастасия. Трудностей во времея плавания претерпели немало, особенно в шторм, когда карбас то нырял в волны, то так поднимался на гребни их, что веслами нельзя было достать воду. Не всегда можно было подойти к берегу: береговые скалы поднимались из воды отвесно. Путь до Новой Земли составил восемь недель. Приплыл Запасов в поселок ненцев - Кармакулы. Русских поселенцев на острове еще не было, Яков Запасов был первым русским, кто приехал не на зимовку, а на постоянное житье. Обосновался он в Пуховой губе, где им была срублена из плавника изба. 

Архангельский губернатор И.В. Сосновский в начале XX века считал необходимым расширить новоземельские колонизации, поощрял русских промысловиков. Но у Запасова произошел инцидент с губернаторсими чиновниками, за что промышленник-смутьян был вывезен в Архангельск. Но на следущий год Запасов вместе с женой и внучкой Ольгой, дочерью сына, снова попал на Новую Землю, он был "водворен" в Крестовскую губу северного острова, доставлен туда последним рейсом парохода Мурманского пароходства.

 Нелегко жилось русским колонистам, поселившимся на Новой Земле. Суровые условия, отсутствие медицинской помощи приводило к печальным последствиям. 
В 1912 году Запасов переехал в становище Белушье и поселился у Константина Вылки.

"3 ноября 1912 года я поехал, - рассказал Запасов, - на хребет промышлять оленя. В это время стояли сильные морозы. Когда я отъехал 60 верст от становища, поднялась сильная погода, собаки не пошли, пришлось лечь и пережидать. А погода продула 10 дней, за которые я поморозил всех собак и, кроме того, отморозил обе ноги: левой ноги полступни, а правой всю ступню. Приехавши в становище, я пролежал до парохода без помощи врача 8 месяцев" .

Так как ноги начали гнить, Запасов сам себе отрезал финским ножом обе ступни.

Тридцать три года прожил пинежанин, крестьянин Запасов на Новой Земле. Силы шестидесятилетнего охотника были уже на исходе. Он решил оставить остров, полюбившийся ему дикой суровостью, богатством пушного зверя, увлекательной охотой на белых медведей и песцов. Вернувшись на родину в Матверу, Яков Иванович жил тут недолго. Сына Никиту похоронил на Новой Земле, родившаяся на острове дочь тоже умерла. Купили они с женой лошадь и уехали на Печору.

(Материал подготовил Усов Александр)

Фотогалерея

  • д. Матвера Фотограф Александр Тарасов

Гостям