• Федор Абрамов:

    "Я родился в деревне, в крестьянской, самой что ни на есть распатриархальной семье. Сегодня все, кому не лень, по поводу и без повода, пинают патриархальную старую деревню. Как это можно? Да это же наша мать родная. Все мы с вами… и не только мы, все народы мира вышли из деревни. А Россия… деревне обязана больше, чем кто-либо. Русская деревня - это та нива, на которой всколосилась вся наша национальная культура, наша этика, нравственность, наша философия, если хотите, наш чудо-язык."

Сейчас вы просматриваете:
Красная Горка

Красная Горка — деревня в Пинежском районе Архангельской области. Расположена на берегу реки Пинеги, в 15 км от посёлка Пинега. Население деревни, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, составляет 30 человек.

Описание Красногорской обители (1910 г.):

"С вершины большой горы, возвышающейся почти на полторы версты, открывается прелестный вид на окрестные поля, зеленеющие луга, на изрезанную островами реку Пинегу, на сплошную величавую громаду густого леса, темною рамою окаймляющаго этот мирный, дышащий спокойною, величественною красотою ландшафт. И над всем этим с вершины горы царит Красногорская обитель, которая еще издали открывается взору путника со своими храмами, колокольнями и чистенькими уютными строениями, отчетливо вырисовывающамися на зеленом фоне живописной горы. 1"

  

Историческая справка

Красногорский  монастырь стоял на реке Пинеге.  Место,  где находился монастырь, гористое, окруженное мрачными лесами, а потому издревле называлось Черною горою, и монастырь долгое время звался Черногорским, затем был переименован в Красногорский. Появился монастырь следующим образом.

Летом 1603 года в Царство Бориса Федоровича Годунова некто Воскресенской Кеврольской церкви Игумен Варлаам, по некоторому явлению ему, пообещал перенести и "поставить"  на  Черную гору находившейся у него образ Пресв. Богородицы Владимирской  из Кевроля,  "к исполнению этого  дела получил и случай удобный", а именно- в ту пору в Кевроле находился со своими делами Юрольский священник- Мирон, ему и было поручено икону  эту отнести на ту Черную гору.  Юрольская волость, где священник сей жил, лежала близ Черной горы "за одною рекою".  

Священник Мирон икону принес и поставил на Черной горе, как приказано было от Игумена Варлаама,  потом близ той иконы водрузил крест,  крест огородил досками, а потом и сам, по совету некоего монаха Ионы, который  вовремя "Гришки Самозванца" от  гонений польских и литовских  стран странствовал, и по увещанию  прежде упомянутого Игумена Варлаама, принял монашество, и наречен был  Макарием, начал жительствовать на той горе. Напоследок, сам отлучился в Москву "бить челом" Царю и Великому Князю Василию Иоановичу "о даче на той Черной горе под монастырь места", а Иона там оставшись начал рубить лес и готовить на церковное строение, Иона поставил себе келью на упокоение  близ указанного креста.

 Спустя некоторое временя после того возвратился из Москвы Макарий, и привез от Царя и Великого Князя Василия Иоановича,  данную 28 августа 1606 г. грамоту, по которой "повелено Черную гору написать за ним- черным попом Макарием".  По поводу чего в следующую зиму отправился Макарий в Новгород к Преосвященному Исидору Митрополиту Новгородскому и Великолуцкому, "церковных ради потреб и антиминса на освящение церкви". Первосвященный Исидор, услышав, что не было на Пинеге в близости иного монастыря , поставил его игумном и дал ему посох и настольную грамоту,  "дабы на Черной горе устроилось общее о Христе братство". Таким образом, Игумен Макарий из Великого Новгорода возвратился в осеннее время, а монах Иона с прочими трудниками между тем состроили церковь, которую все с окрестными священниками и освятили соборно во имя похвалы Пресв. Богородицы.  

В этом монастыре имелась и другая чудотворная икона называемая Грузинскою. После пленения  Грузии  в 1622 году Персидским Аббас Шахом, куплена была у персиян, бывших для торгу в Персии ярославским купцом Григорием Лыткиным, приставником Стефаном сыном Лазаревым. Лыткин, по особому откровению во сне, передал приобретенную святыню в Красногорский монастырь, куда и доставил ее 22 августа 1629 года, а потом в честь иконы  Лыткин и церковь прекрасную воздвигнул, сверх того обе чудотворные иконы жемчугом и дорогими камнями украсил, передал в монастырь много церковной утвари и 147 поучительных книг , с того времени  монастырь уже стал именоваться Красногорским.

Выше упомянутая деревянная церковь в Красногорском монастыре в 1611 году сгорела, по сгоранию которой за скудностью сперва пристроен был для священнослужителя  алтарь к келье, потом при правлении ПЕТРА I, по грамоте Варнавы Архиепископа  Холмогорского, данной 3 июня 1722 г, заложена новая каменная церковь- с теплою трапезою; а в ней, престол Пресв. Богородицы Владимирской, который и освящен по грамоте Архиепископа Варнавы, 28 февраля 1726 года,  а в большой холодной во имя Пресв. Богородицы Грузинской  престоле освящен 22 марта 1755 г при Императрице Анне Иоановне Германом  Архиепископом. В 1812 году  колокольня в сем монастыре  деревянная, на ней имелось колоколов больших и малых семь, ограда и кельи деревянные. Царского жалованья на достройку церкви получил сей монастырь 1000 рублей  от Императрицы Анны Иоанновны.

В монастыре имелось три храма. Главный каменный собор в честь Грузинской иконы Божьей Матери с двумя приделами: в честь Владимирской иконы Божьей Матери и в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех. В этом храме находились главные святыни Красногорской обители: две чудотворные иконы Божьей Матери — Владимирская и Грузинская. На обратной стороне иконы Владимирской Божьей Матери рукою ее прежнего владельца игумена Варлаама сделана надпись: «Божию милостію и молитвами Пресвятыя Богородицы, Ея явленіемъ, Воскресенскій игумен Варлаам Кеврольский десятины благословил вдового попа Мирона образом Пречистыя Богородицы сея иконы и по Ея явленію велелъ строити пустыню и монастырь в Черной горе, где она произволила». Второй храм, — деревянный, в честь Похвалы Божіей Матери, — построен над св. воротами. Третий храм — также деревянный, во имя Всех Святых, — построен на Малой горе; которая отделялась от главной Красной горы небольшою долиною.

 Монастырь обнесен был каменной оградой, за которой находились монастырские службы и хозяйственные строения. При монастыре имелась гостиница для богомольцев и странноприимный дом.

Красногорский монастырь имел свое подворье в Архангельске и в Санкт-Петербурге. В Архангельске подворье находилось на углу Троицкого проспекта и Театральной улицы. Устроено оно в 1865 году. В нем имелся один храм в честь Грузинской иконы Божией Матери, построенный сначала в виде часовни, а затем в начале девяностых годов XIX века обращенный в церковь.

В Санкт-Петербурге же подворье Красногорского монастыря располагалось  на Большой Охте: В 1874 г. петербургский мещанин А. Д. Попов, умирая в Красногорском Богородицком  монастыре  на берегу Пинеги, завещал обители участок земли на Большой Охте с двухэтажным деревянным домом. В 1879 г. к дому  по проекту  Ф. К. Пирвица была пристроена деревянная часовня, освященная во имя иконы Владимирской Божией Матери.  В 1895-1897 гг. часовня была переустроена в церковь , которую освятили 22 февраля 1897 г. 20 июля 1903 г. рядом был заложен каменный трехпрестольный храм. Деньги на строительство выделили местные купцы, строительство велось по проекту епархиального архитектора Н. Н. Никонова. Храм имел шатровое завершение, крыльцо, двухъярусную шатровую колокольню. Внизу находилась часовня, которую освятили еще во время строительства храма 12 декабря 1904 г.На втором этаже располагались кельи, а на третьем храм.   Главный предел  церкви был освящен 6 февраля 1905 г. во имя иконы  Грузинской Божией Матери. Приделы были освящены  в том же году: правый придел  освятили  26 марта  во имя св.Николая Чудотворца и прп. Серафима, а левый - 17 сентября во имя святителя Алексия, Митрополита Московского. Осенью 1919 г. здание передали Шенкурскому Троицкому женскому монастырю Архангельской  епархии. 20 ноября 1920 г. на втором этаже была освящена церковь во имя Казанской иконы Божией Матери.В апреле 1928 - 1929 гг. храм принадлежал иосифлянам. Подворье было закрыто в феврале 1934 г. Снесли здание уже в 1950-х гг. Сейчас на месте храма расположена школа N 515 им. Гёте Красногвардейского района.

   Подворье Красногорского монастыря в г. Санкт-Петербурге

В Красногорском монастыре погребен был боярин Князь Василий Васильевич Голицын, который со времен Царя Алексея Михаиловича в разных должностях служил до Царя Петра I, от которого за "особливую привязанность" к Царевне Софье, 5 сентября 1689 го отрешен был от всех дел, сперва сослан с женою и детьми в Каргополь, потом 5 марта 1691 переведен будучи на вечное житие  в Пустозерский острог, а  в 1715 г в Великопинеге скончался, откуда тело его перевезено и погребено в Красногорском монастыре.

  В монастыре еще в 1910 году хранились дары знаменитого в свое время князя. В числе вещей, оставшихся от него, находился Пролог за июль и август, прописанный по листам рукою самого князя; на доске переплета имелась надпись: «сию книгу положил в дом Пресвятыя Богородицы на Красногорскую гору князь Василий Васильевич Голицын». В келье настоятеля хранился шитый по холсту образ Божией Матери; точно такой же шитый образ распятия, по венцу пронизанный жемчугом, такая же плащеница с изображением святые со креста и воздухи хранились в соборном алтаре. Все эти вещи, по преданию, шиты руками царевны Софьи.

 Еще одной вещью, принадлежавшей когда-то князю, было старинное зеркало (на фото), довольно большое, створчатое, украшенное по рамкам фольгою и позолоченными орлами, чистой изящной отделки. Зеркало было изготовлено Оружейной палатой в Москве в XVII веке для царевны Софьи Алексеевны, по преданию, подарившей его князю Василию Васильевичу Голицыну. Об этом памятнике декоративно-прикладного искусства писали многие исследователи и большинство из них подтверждают подлинность истории зеркала царевны Софьи. Розетки с изображением геральдических орлов, тончайшая, тщательно проработанная роспись, оловянные украшениями в обрамлении зеркалец –  все это, и даже нарядная роспись и зубчатым кружевом оловянных накладок внутри, свидетельствует о предназначении именно для царских покоев. В 1689 году князь, сосланный Петром I в Красногорский монастырь увез зеркало с собой. После смерти Голицына по его завещанию зеркало среди других вещей находилось в Красногорском монастыре.  В начале XX века в 1904 года оно перешло в собрание памятников Архангельского епархиального древлехранилища, а в 1920 годах поступило в Арханегельский краеведческий музей. Сейчас зеркало хранится в коллекции Архангельского краеведческого музея .

Имеелся еще почернелый от времени, без рамки портрет царя Алексея Михайловича, писанный масляными красками, хорошей работы-также собственность Голицына. В монастырском синодике на вечное поминовение князей Голицыных записано 20 имен, внизу которых рукою самого князя написано его имя, имя Евдокии и имена князей Михаила и Алексея — его сыновей.

Святыни Красногорского монастыря и его красивое местоположение привлекали сюда значительное количество богомольцев, которых особенно бывало много во время крестных ходов. К 26 августа ежегодно Грузинская икона Божией Матери торжественно крестным ходом переносилась в Архангельск и пребывала там до третьего воскресенья Великого поста. Ко времени отбытия Грузинской иконы Божьей Матери из Архангельска сюда приносится Владимирская икона Божией Матери, которая торжественно провожалась из монастыря в среду на второй неделе Великого поста.

Грузинской иконы Божьей Матери оказалась чудотворной. Монах обители - слепой и глухой Питирим после молитв перед этим образом обретает зрение и начинает слышать. В 1658 году патриарх Никон, в свою бытность митрополитом Новгородским, исследовал сказания о чудесах от образа Грузинской Божией Матери и установил ему празднование 22 августа. Слава о Грузинской иконе доходила до самых дальних уделов Русской земли. В царствование Алексея Михайловича крестные ходы с чудотворным образом проходили не только по главным городам России - Москве, Устюгу, Вологде, Переяславлю-Залесскому и др., но доходили даже до реки Лены в Сибири.

Кроме того, значительное стечение народа бывало на храмовые праздники и другие торжественные дни: в субботу пятой недели Великого поста — храмовой праздник Похвалы Пресвятой Богородицы; 22 июня — по случаю чудесного спасения обители от пожара; 23 июня — храмовой праздник чудотворной иконы Владимирской Божией Матери; в этот день совершался крестный ход в часовню на святой ручей за 5 верст (5к м) от монастыря; 6 июля — в честь чудотворной Грузинской иконы Божией Матери с крестным ходом вокруг монастырской ограды; 22 августа — в память принесения этой иконы в монастырь; 6 сентября — в память чуда Архистратига Михаила в Хонех; и, наконец, в среду пятой недели Великого поста, когда приносится в монастырь обратно Грузинская икона после пребывания ее в Архангельске.

В 1920 году Красногорский монастырь был разорён и закрыт. Судьба обеих монастырских икон — Грузинской и Владимирской — неизвестна. Икона Грузинской Божьей матери исчезла, чтобы ненадолго появиться в 1946 году, когда монастырь вновь открылся. Тогда архангельский епископ Леонтий сообщил в Московскую патриархию, что икона участвовала в крестном ходе в Архангельске. Есть сведения, что до конца 50-х годов она находилась в Третьяковской галерее. Однако ревизия 1964 года, проведенная в фондах галереи, не обнаружила образа. Либо он был похищен, либо продан советским правительством за границу. Факты такой продажи музейных ценностей имели место в советской истории.

В Государственной Третьяковской галерее хранится точный мерный список иконы 1707 г., выполненный Кириллом Улановым - изографом кремлевской Оружейной палаты совместно с сыном Иваном. Надпись на нижнем поле образа гласит: «написан сей святый Богоматере образ мерою и начертанием каков в Черногорском монастыре, имянуемыя Грузинския». В иконе находятся 4 мощевика.

Точный мерный список иконы Грузинской Божьей матери, 1707 год

В советские годы в зданиях монастыря располагалась коммуна, затем- лагерь отдыха для детей.

До 90-х годов XX века в уцелевших монастырских постройках размещался психоневрологический интернат.  Затем для нужд туристического комплекса «Красная Горка» в 2006 году были восстановлены жилое здание монастыря, его пристройки и обустроена прилегающая территория.

В наши дни от былого великолепия Красногорского монастыря остались только руины,  в руинах храма чудом  сохранились две фрески — «Рождество Богородицы» и «Успение Божьей матери», но время делает свое дело, скоро и от них останутся одни лишь воспоминания....

 

 Материал подготовила Сухотская (Исакова) Екатерина

Библиография:
1) П. П. Сойкин (составитель). «Православныя русскія обители». — С.-Петербургъ: Книгоиздательство П. П. Сойкина, 1910. — С. 47 — 50;
2) Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2 - Архангельск, 1895. - С. 207-210.; 
3) Столбова Н. П. Охта. Старейшая окраина Санкт-Петербурга. — Москва, ЗАО «Центрполиграф», 2008

 

Фотогалерея

  • Вид С красной горки (фото http://www.google.de/imgres?sa=X&biw=1920&bih=911&tbm=isch&tbnid=qQXl_2YofoRVVM%3A&imgrefurl=http%3A%2F%2Fgnatyuk.livejournal.com%2F%3Ftag%3D%25D0%259F%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B5%25D0%25B3%25D0%25B0&docid=ovvONYdhlbd_GM&imgurl
  • Красногорский монастырь
  • Князь Василий Васильевич Голицын
  • Красная горка (Пинежье) Фотограф Александр Тарасов
  • Красная Горка (Пинежье) фотограф Александр Тарасов
  • Красная Горка (Пинежье) Фогограф АЛЕКСАНДР ТАРАСОВ
  • Красногорский монастырь (Пинежье) Фотограф Александр Тарасов
  • Красногорский монастырь (Пинежье) Фотограф Александр Тарасов
  • красная горка (сохранившийся братский корпус)
  • макет Красногорского монастыря
  • Краная горка Фото Александра Тарасова
  • Красная горка Фото Александра Тарасова
  • Красная горка Фото Александра Тарасова
  • Красногорский монастырь. Автор снимка Сергей Семенович Некрасов (архитектор-фотограф, совершил поездку по Северу в 1909-1910 году.) (Фото Из собрания Егора Сельского)
  • Вид на северный фасад Богородицкой церкви с земли. из коллекции Егора Сельского
  • Вид на монастырь с западной стороны, через северную калитку в ограде. Справа виден фрагмент Святых ворот монастыря. (фото из коллекции Егора Сельского)
  • Фотограф Шухобова Елена

Гостям

Недалеко от развалин Красногорского монастыря расположен туристический комплекс "Голубино"

адрес: 164610, Архангельская обл., Пинежский р-н, пос.Голубино, д.9 (188км от г.Архангельск по трассе Архангельск-Пинега-Мезень). тел.: (8182)44-14-15, (911)554-14-15, (911)598-7776 E-mail: infogolubino@mail.ru Проживание, питание, экскурсии в знаменитые карстовые пещеры, походы, сплавы, корпоративные мероприятия.