• Федор Абрамов:

    "Я родился в деревне, в крестьянской, самой что ни на есть распатриархальной семье. Сегодня все, кому не лень, по поводу и без повода, пинают патриархальную старую деревню. Как это можно? Да это же наша мать родная. Все мы с вами… и не только мы, все народы мира вышли из деревни. А Россия… деревне обязана больше, чем кто-либо. Русская деревня - это та нива, на которой всколосилась вся наша национальная культура, наша этика, нравственность, наша философия, если хотите, наш чудо-язык."

Сейчас вы просматриваете:
ЧЕМУ ДЕД УЧИЛ

РАСЧИЩЕНИЕ НОВИН (статья 1813 года):

"Крестьяне, отыскав подходящее место в лесу, вырубает его в летнее время. Вырубленный лес остается на месте до такого же времени следующего лета, на следующий год после просушки этого леса, крестьянин лес этот сжигает, а потом спустя некоторое время приходит опять, носит все что осталось в кучи, перерубает и сжигает снова.
Эта черная работа называется прятанием новины. Если лес высохнет хорошо и если время, когда его сжигают не дождливо и не ветрено, то занятие это заканчивается успешно.
Это новое пожарище засевает он весьма редко рожью в озимь, и запахивает бороною, которая составлена из еловых стеблей с равнообсеченными длинными сучьями, коими поверхность земли раздирается, и мешается с семенами и золою от пожара оставшеюся. Пни и оголившаяся коренья срубленных дерев хотя и задерживают хождения бороны, но гибкость длинных её зубьев дает ей удобность, задев, c них спрыгивать и новым падением углублять свои концы в землю.
По таковом возделывании, это новинное поле посредством выжигательного образа новин, приносит крестьянину плоды в третье лето; а земля по этому образу получает растительную силу от алкалической соли, в золе сожженного леса содержащейся. На сих новинах вырастающая рожь бывает крупна; прибыток её умножается до двадцати пяти. "